Сказка о сказке редко рассказывается. Обычно в сказках рассказывается о:
- добрых молодцах и красных девицах,
- злой бабе Яге и Кощее бессмертном,
- волшебных существах (или предметах), помогающих добрым молодцам и красным девицам.
Да и что тут рассказывать, сами всё знаете!
В данной статье расскажем именно о сказке, как таковой. В чём её сомнительная польза, и в чём её очевидный вред.
Содержание:
- Сказка – ложь
- Какой урок можно извлечь из сказки?
- Новый год – плохой праздник
- 3 страшных откровения
- Метод лечения
- Сказка о сказке… Бабушка надвое сказала
Сказка – ложь
Сказки, это малые литературные произведения с элементами сверхъестественного. Сказки сочинялись с давних времён у всех народов мира. В подавляющем большинстве случаев, сказки сочинялись для детей. Зачем?
В принципе, — для развлечения. Причем, для развлечения того, кто сочинял сказки, и для развлечения того, кто их слушал. Ну… можно сказать, что также и для успокоения того, кто их слушал.
Немаловажная роль сказок заключается в «забалтывании» маленького ребёнка, которому неважно, что именно слушать (особенно, когда он не понимает смысла сказанного). Ему важен голос матери, как таковой, а не то, что именно она ему говорит.
Ребёнок плачет и никак не может заснуть. Мама ему рассказывает сказку, он слушает, успокаивается и засыпает. Всё понятно, и всё хорошо.
Это пока ребёнок не понимает, о чём рассказывается в сказках, всё хорошо. А когда начинает понимать, то получается, что он слушает ложь. И эта ложь воспринимается им, как абсолютная истина. Ведь маленький ребёнок ещё не научился оценивать получаемую информацию.
Да и для чего ему её оценивать, если она исходит от самого любимого и заботящегося о нём существа, от мамы? Мама же не хочет плохого своему ребёнку? Не хочет. Соответственно, что никакого сомнения у ребёнка в правдивости того, что она ему рассказывает, не возникает.
Какой урок можно извлечь из сказки?
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»А.С. Пушкин
Мы сотни раз слышали в детстве эти знаменитые строки Пушкина. Крылатая фраза! И очень красивая, к тому же. А вот давайте, посмотрим. Какой именно урок можно извлечь из сказок?
Самый главный урок почти любой сказки:
ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО
Супер! Это здорово! О чём дальше рассуждать? Это основа позитивного мышления, которое изначально закладывается в подсознание маленького ребёнка!
Хотя, если бы было всё так просто, то и войн бы между народами никогда не было. В прочем, здесь дело не в главном уроке, а в интерпретации того, что есть «добро», а что есть «зло». Об этом, как-нибудь, потом поговорим.
Действительно, сказки закладывают у ребёнка убежденность в силе добра, что, соответственно, благотворно влияет на его психическое развитие. Но! До поры до времени…
До тех пор, пока ребёнок не сталкивается с тем, что в реальной жизни всё совсем не так, как в сказках. Как в сказках добро побеждает зло?
ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМ СПОСОБОМ
В реальной жизни Вы часто сталкивались с проявлениями сверхъестественного? С волшебниками удавалось встретиться? Меч-кладенец или скатерть-самобранку видели? Внимательный читатель может возразить, что многие сказочные «элементы» по мере развития науки и техники появляются и в реальной жизни. Например, ковёр-самолёт – самолёт или вертолёт, волшебное зеркальцо – монитор или телевизор.
Это так, но в сказках не все обладают такими вещами, а только отдельные персонажи. В настоящей жизни достижения науки и техники в одинаковой степени становятся доступными и «хорошим», и «плохим», что в результате не даёт никому преимущества.
В сказках волшебники (или волшебные вещи) помогают «хорошим» победить «плохих». Информация об этом разными вариациями многократно вносится в подсознание ребёнка. Причем, от самых близких и любимых людей, не доверять которым он не может.
Новый год – плохой праздник
Мне самому неприятно читать заголовок этого раздела – «Новый год – плохой праздник». С детства всегда Новый год был самым лучшим праздником для ребёнка! Новый год и День рождения. Потому что на эти два праздник ребёнку дарили подарки.
Но есть разница. И очень существенная. Именно в подарках.
Кто дарит меленькому ребёнку подарки на день рождения? Родители, бабушки-дедушки и друзья, приглашённые на день рождения.
Кто дарит меленькому ребёнку подарки на Новый год? Я подчеркиваю – МАЛЕНЬКОМУ РЕБЁНКУ.
ДЕД МОРОЗ
А кто это? Никто. Сказочный персонаж, которого в реальной жизни не существует.
Конечно же, на самом деле и на Новый год подарки дарят всё те же родители, бабушки-дедушки и друзья, но ребёнку говорят, что подарки, которые он утром находит под ёлкой, ему приносит Дед Мороз.
Мало того! В качестве подтверждения этому домой физически приходит живой Дед Моров со Снегурочкой, поздравляет ребёнка и достаёт ему подарки из большого красного (или синего) мешка!
Что в результате получается? Ложь, которую ребёнок услышал в сказке, подтверждается в реальности. Это ещё сильнее убеждает его в том, что «хорошее» происходит от волшебного. Это уже знание, а не вера
Новый год для маленьких детей – урок чудовищного обмана, который глубоко закрепляется в подсознании. До тех пор, пока ребёнок не начинает взрослеть.
3 страшных откровения
Что же происходит, когда ребёнок начинает взрослеть?
Ребёнок постепенно учится ходить, разговаривать, играть, общаться со сверстниками и «чужими» взрослыми, учиться. По мере вхождения в социальную жизнь, он начинает сталкиваться с событиями, опровергающими ранее усвоенные знания. Пред ребёнком словно бы открываются три страшные откровения.
1 страшное откровение – добро не всегда побеждает зло
Злой мальчик на улице побил ребёнка или его друга и отобрал у него красивую игрушку. Ребёнок пожаловался своим родителям, те вышли на улицу, но злого мальчика не нашли. Психологическая травма обеспечена.
Обычно (и взрослыми, и детьми) это воспринимается, как сам факт отрицательного внешнего воздействия (преступление). Но согласитесь, что в любом обществе существуют преступления, и это не совсем не повод отчаиваться.
Проблема не в самом факте, а в том, что этот факт вступает в противоречие с психологической установкой (паттерном), заложенной в подсознание человека в виде истины на самом глубоком уровне. В результате противоречие становится разрешимым, и факт побеждает паттерн.
Факты всегда побеждают теоретические представления.
Это рядовой типичный случай. Значительно более сильное влияние на психику оказывают трагические события, связанные с катастрофами, смертью или тяжелой болезнью близких людей, особенно с войнами.
2 страшное откровение – добро никогда не побеждает зло сверхъестественным способом
О чём говорят сказки? О том, что обязательно найдется «добрый волшебник» или «волшебный предмет», который поможет «доброму молодцу» или «красной девице» победить зло.
Вам часто попадалась в жизни «палочка-выручалочка»? Возможно, что Вы ответите «да». Но мне лично не попадалась никогда. Думаю, что у большинства людей условную роль «палочки-выручалочки» могли сыграть родители, друзья, но никак не волшебные артефакты со сверхъестественными свойствами или добрые волшебники.
Человек не осознаёт того, что «спрятано» у него в подсознании. Только специалисты об этом знают. Но тоже чисто теоретически. Знают, но не осознают. «Подсознание» тоже ведь термин весьма условный. Если сознание человека чего-то не воспринимает, то и описать это он может только предположительно, основываясь на косвенных факторах.
3 страшное откровение – всё, чему учили в детстве родители, может оказаться ложью
Человек всегда мыслит логически. Если вообще мыслит, конечно.
Что подсказывает человеку логика? Самое главное, то, что закладывается в основу личности человека, оказывается неправдой. Кто это «самое главное» закладывал? Родители. Что из этого следует? Что и всё остальное, чему учили родители, может оказаться ложью. Тем боле, что это «всё остальное» гораздо менее существенно, чем опровергнутые главные истины о том, что:
- добро побеждает зло;
- добро побеждает зло сверхъестественным способом.
Если соврали в главном, значит, соврут и в малом. Разве не логично? Почему для подростков бóльшим авторитетом пользуются старшие подростки, чем родители или взрослые люди? Именно поэтому. Именно в этом основная причина:
- подростковой преступности;
- алкоголизма и наркомании;
- инфантилизма или наоборот – агрессивности;
- психологических проблем, сопровождающих человека на протяжении всей жизни, и сказывающихся на основных проблемах нашей цивилизации.
Вы верите психотерапевтам? Большинство ответят «да». Я тоже так отвечу. Хотя особо с ними не встречался. видел только ролики по ютубу. Но все же специалисты. Обученные вроде… А почему им надо верить, если им в детстве рассказывали те же сказки? Им и тем, кто их учил?
Возможно, что лучшими психотерапевтами могли быть люди, которым в детстве сразу начинали говорить правду. Возможно, что так, но как проверишь-то? На экзаменах в институт спрашивать под контролем детектора лжи?
Метод лечения
Какие могут быть специальные методы лечения заболевшего общества? Да. В принципе, ничего сложного. Метод-то всего один —
НАДО ВСЕГДА ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ ПРАВДУ!
Сказки ведь продолжают рассказывать до сих пор. Также как и на Новый год «деды морозы» дарят детям подарки. Значит, всё продолжается.
Можно умиляться маленьким ребёнком и рассказывать ему сказки. Только при этом надо понимать, что сказка воспринимается ребёнком в качестве абсолютной истины. Если в дальнейшем, жизнь начнет опровергать эти истины, то последствия для психики будут негативными.
Давайте, разберёмся, кто сочиняет сказки? В большинстве, это достаточно зрелые и взрослые люди. Бывает, что сказки сочиняют дети, но, все-таки, это редкость. К тому же, даже если это и дети, то не совсем «маленькие». Во всяком случае, не младенцы, это точно.
Зачем они сочиняют сказки? Понимаю, что это делается не из-за злого умысла. Скорее всего, из-за любви. Странная только вот эта «любовь» получается.
Сказка о сказке… Бабушка надвое сказала
Сказка о сказке… Мутно, как-то. расплывчато. То ли правда, то ли неправда. Как говорится, «бабушка надвое сказала».
Какая «бабушка»? Ну… Яга, наверное, сказка о сказке, все-таки.
Знаете, почему многие взрослые люди серьезно интересуются эзотерикой, религией, прочими всяческими чудодейственными способами, которые якобы могут повлиять на реальную жизнь?
В любом «взрослом человеке» всегда остается часть «маленького ребёнка», который стал основой для формирования личности. Мистические увлечения, это всего лишь попытка «маленького ребёнка» восстановить «истину», которая в виде сказок была заложена в его подсознание в раннем детстве.
Как и любая сказка, «сказка о сказке» тоже ложь. Но не абсолютная. Версия. Мысль вслух. Но, согласитесь, что не совсем бредовая…
Спорно, однако!