Управление — процесс… элементарный, не требующий значительных интеллектуальных способностей

upravlenie-process

Управление – процесс, который наиболее сильно влияют на все другие процессы. Можно сказать, что «управление» является процессом главным. Вроде как, своеобразным «начальником». Значит, все другие процессы можно назвать «подчиненными».

Удивительно, но процесс управления является самым логически простым процессом. Он не требует необходимости в особенных умственных способностях «управляющего». Надо лишь руководствоваться весьма примитивными правилами.

Содержание:

Надувание щек

upravlenie-process

Встречали в жизни больших начальников? На работе, на общественном мероприятии, или видели, хотя бы, по телевизору? Конечно, встречали, что это я спрашиваю.

Обратили внимание на то, какие они важные? Как они «надувают щеки», делают умное лицо (что вполне возможно изначально многим и не свойственно)!

А никогда не замечали, что они не всегда такие важные? Иногда совсем даже и наоборот. Знаете, когда они становятся другими? Когда они находятся в присутствии более главного начальника. Особенно, когда они перед ним отчитываются в чем-то.

Вот тут-то их важность моментально улетучивается куда-то. Как будто и не было. Но она была. И будет. Как только кадр сменится, и «большому начальнику» перед «главным начальником» отчитываться уже будет не нужно.

Кстати, самым главным начальникам отчитываться не перед кем (не считая периодического выполнения некоторых «ритуальных танцев»). Соответственно, им и важный вид делать не надо. Они, впрочем, его особо и не делают. Зачем? Они ведь и так самые главные.

upravlenie-process

Помните ленинскую «кухарку», которой предполагалось дать возможность научиться управлять государством? Вообще-то, для того, чтобы готовить блюда (особенно разные), кухарке необходимо иметь достаточно много знаний и навыков. Значительно больше, чем для того, чтобы управлять процессом приготовления блюд. Да и не только приготовления блюд…

И снова 5 функций управления

Для управления используется всего 5 функций:
1) Планирование
2) Организация
3) Контроль и учёт
4) Мотивация
5) Маркетинг

Мы писали уже об этих функциях в статье «Как достичь успеха в жизни – 5 волшебных шагов из теории управления». Но поскольку они носят общий характер, их практически всегда можно использовать при обсуждении вопросов, касающихся управления.

Вы вполне обоснованно можете заявить: «Но уж эти-то пять функций руководитель должен выполнять!».

Как Вам сказать. Знать функции управления, чисто теоретически, руководитель должен…

upravlenie-process

а вот выполнять их совершенно не обязательно. Тем более самому. Если начальник – «большой начальник», то выполнение чего-либо всегда можно поручить подчиненным. Тоже «начальникам», но пониже рангом.

Самому выполнять все функции управления совсем не обязательно.

Пускай лошадь думает, у ней голова большая

upravlenie-proфcess

Помните такую детскую поговорку? Так вот, она тут — совершенно ни при чем!

Есть же «замы» и руководители различных структурных подразделений. Они-то зачем тогда?

  • Плановики всё, что надо, запланируют.
  • Производственники будут организовывать, чтобы всё запланированное было сделано.
  • Бухгалтерия и проверяющие службы будут контролировать и учитывать, что сделано, а что не сделано.
  • Кадровые подразделения будут заниматься мотивацией тех, кто во всём этом участвует.
  • Маркетингом тоже найдётся кому заниматься.

Хотя… «надувание щек» (или, если по-простому, «понты»), это, пожалуй, и есть главный маркетинговый ход, который остаётся персонально за большим начальником.

А как Вы думаете, большой начальник во всём этом ориентируется? Сложно ведь! Вопросов-то сколько:

upravlenie-process

Правильно ли составлены планы?

Хорошо ли организована работа?

Достаточен ли контроль и учёт?

Обеспечивает ли мотивация качество и соблюдение сроков?

Даёт ли нужные результаты маркетинг?

 

Как тут разобраться? Да к тому же и быстро, и правильно!

Дело в том, что и не надо особо ни в чём разбираться. Легче сравнить. С чем? С результатами за предыдущие периоды. Если результаты хуже, значит, плохо сработали подчиненные. Если результаты лучше, значит… нормально. Потому что результаты последующего периода всегда должны быть лучше результатов предыдущего периода!

Субординация и неопределённость

upravlenie-process

Читателю может показаться, что работать большим начальником очень просто. Это не так. Большому начальнику надо знать и уметь очень грамотно «надувать щеки». Знать, когда, с кем и в какой мере их нужно «надувать». А когда нельзя.

В то время, когда большой начальник докладывает самому главному начальнику, то не «щеки надувать» надо, а совсем наоборот. Ведь большой начальник по отношению к главному начальнику является всего лишь подчинённым.

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.
Пётр I.

Считается, что работа начальника сложнее работы подчинённого, потому что начальник вынужден принимать решения в условиях бóльшей неопределенности. Конечно это тяжелее.

Когда всё ясно и понятно, принять решение просто. Когда не всё ясно и понятно, принимать решение сложно. Но надо! А чем тогда руководствоваться при принятии решения?

НИЧЕМ!

Примем решение на авось! Любое. Какое-нибудь.

upravlenie-process

А потом посмотрим на результаты. Если всё хорошо, значит, начальник сработал нормально. Если не очень хорошо, то назначим виновных… Это, конечно, в том случае, если «главный начальник» виновным не назначит «большого начальника».

Знаете, от чего зависит, назначит ли главный начальник виновным большого начальника или нет? От того, насколько хорошо большой начальник выполняет правила субординации:

  • Не позволяет ли он себе «надувать щеки» в присутствии главного?
  • Достаточно ли «придурковатый» вид делает?

Но вообще-то, цель настоящей статьи не заключается в том, чтобы «разоблачать» руководителей.

Это бесполезно.

 

Собака лает, а караван идёт

upravlenie-process

Им от такого «разоблачения» ни жарко, ни холодно.

Что сложнее: создать автомобиль или управлять им?

Рассмотрим три процесса:

  1. Создание автомобиля
  2. Управление созданием автомобиля
  3. Управление автомобилем

 

Какой из процессов самый простой? Очевидно, что 3-й.
Здесь не имеется в виду суперспособности автогонщиков — чемпионов. Речь идёт не о Шумахере, а о водителе такси.

Первый процесс – «создание автомобиля» — самый сложный и по времени (десятки лет), и по интеллектуальным ресурсам. Много изобретений, начиная с изобретения колеса, легло в основу автомобиля.

А вот, второй процесс какой? Простой, как «управление автомобилем», или сложный, как «создание автомобиля»?

В действительности не было такого процесса, который бы управлял созданием автомобиля вообще. Создавались конкретные виды автомобилей, но в целом современный «автомобиль», — синергетический продукт деятельности сотен тысяч людей.

При этом, каждый из процессов по созданию конкретной модели вероятно, как-то, управлялся. Однако, великие изобретатели в меньшей степени управляли процессом, а в бóльшей степени сами работали.

upravlenie-processТем не менее, в результате усилий десятков талантливых изобретателей и сотен тысяч инженеров и рабочих появился автомобиль, управлять которым несоизмеримо проще, чем потребовалось усилий, для того, чтобы создать его. Даже создать один автомобиль конкретной марки на современном конвейере или управлять этим процессом значительно сложнее, чем управлять самим автомобилем.

Что получается?

Получается, что «верхний» уровень управления – самый простой. Чем «выше» начальник, тем:

  • проще его деятельность,
  • меньше интеллектуальных способностей требуется ему для выполнения своей работы.

Это, естественно скрывают. Иначе бы цивилизация не развивалась в том направлении, в котором она развивается сейчас. Заметьте, никто нам не говорил, что наши руководители умнее всех остальных. Явно никто не говорил. Но это и так подразумевается.

Крупные руководители, это очень умные люди? Они несоизмеримо умнее тех, кем управляют?

А вот теперь сомнения что-то закрались. Смутные, конечно, сомнения, но всё же есть. Как может быть умнее других тот, у кого объект приложения интеллектуальных способностей примитивен?

То, что большие начальники умнее подчиненных, это неправда? Если неправда, то почему они тогда управляют другими людьми?

Да неважно почему. Так «фишка легла». Главное, что эти вещи не взаимосвязаны. Руководители могут быть умными, могут быть глупыми. Также, как и все остальные. Самое главное качество для успешности руководителя, это не интеллект, а то, что сейчас принято называть неблагозвучным словом «стрессоустойчивость».

Принятия решений в условиях большой неопределенности приводят к малопрогнозируемым последствиям.

Если принятые решения не приводят к положительным результатам, то это оказывает крайне негативное влияние на психологическое состояние лица, принявшего такое решение.

Известны многие случаи, когда люди, ставшие большими начальниками, не выдерживали ответственности и уходили на уровень ниже для того, чтобы иметь возможность спокойно работать (или отдыхать).

Как сопротивляться такому воздействию неопределенности на психику? Крупные руководители должны обладать (а в большинстве и обладают) особыми чертами характера, не позволяющими отрицательным событиям оказывать длительное негативное влияние на их настроение.

upravlenie-process

Не ум, а сила воли являются главными качествами больших и главных начальников!

 

Какая отличительная черта бросается в глаза, когда первый раз видишь «большого начальника»?

Ну, ведь не «печать интеллекта», согласитесь. Её иногда и в помине нет. Зато есть:

  • Уверенность в себе,
  • Психологическая «броня» (непрошибаемость, умение «держать удар»),
  • Сила воли.

Нечистая совесть спать не даёт

Чуть не забыл! Ещё же есть одно качество, присущее большим и главным начальникам, — отсутствие комплекса «общественного одобрения».

Это нечто противоположное зависимости от мнения окружающих, о котором бы подробно писали здесь. Условное название. Больших, а тем более главных начальников, мало волнует то, что о них подумают. Естественно за исключением «своих» и официальных сообщений в СМИ, потому что это может привести к дополнительным затратам.

Можно было бы назвать это совестью, если бы совесть не была чем-то гипотетическим. Кто-то бы сказал, что у начальников нет совести или ее у них значительно меньше, чем у остальных.

Но вот это утверждение насчет остальных и заставляет задуматься в справедливости данного высказывания. Меньше относительно кого? Можно подумать, что те, кто не является большими или главными начальниками, имеют «совести» больше.

Да ничего подобного. Они на своем уровне делают «подлостей» нисколько не меньше, чем начальники. Только подлости начальников видны большому количеству людей, а подлости рядовых — достаточно узкому кругу. Выражение «народ достоин своих вождей» абсолютно точно формулирует эту мысль.

Автоматизация

upravlenie-process

Принято считать, что в первую очередь автоматизации подлежат элементарные рутинные процессы, не требующие значительных интеллектуальных усилий.

Понимаете, к чему я клоню? Одним из самых примитивных процессов является процесс управления. Значит, именно процесс управления в первую очередь должен подлежать автоматизации.

Это с точки зрения объективной логики. А с субъективной человеческой точки зрения, как получается?

Наоборот.

Решения (в том числе и по тому, что в первую очередь автоматизировать) принимают руководители. Разве они признают, что их деятельность интеллектуально примитивна? Разве они примут когда-нибудь решение автоматизировать свою деятельность, чтобы стать в один ряд с обычными людьми, потеряв при этом все свои привилегии, деньги и власть?

Естественно нет.

Отсюда следует, что в первую очередь автоматизироваться будут те процессы, которые не затрагивают существующей социальной иерархии. Это будет происходить постепенно. В течение некоторого «переходного периода».

Начавшаяся эра искусственного интеллекта рано или поздно приведёт к тому, что человеческая субъективность будет оказывать всё меньше и меньше влияния на развитие цивилизации.
В конечном счёте, и процессы управления будут автоматизированы.

С одной стороны, несколько странно, что людьми будет управлять не человек, а алгоритм.
Хотя, если людьми будет управлять алгоритм, то на него никто обижаться не станет. Это будет, как закон природы. Закон всемирного тяготения, например. Что толку на него обижаться, если упал в яму?

С другой стороны… может быть, именно под управлением алгоритма на Земле прекратятся войны?

По мере автоматизации деятельности человека процесс управления неизбежно превратится в простую последовательность математических действий, которой, по сути, всегда и являлся.

Управление — процесс приоритетный… до тех пор, пока в нём присутствует субъективная составляющая.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *