Общественно-экономическая формация, это этап развития цивилизации. Предстоящие изменения

obshhestvenno-ekonomicheskaya-formaciya-eto

Общественно-экономическая формация, это этап развития цивилизации, который характеризуется уровнем производства и экономическими отношениями. Данный термин был введен К. Марксом в процессе разработки философии исторического материализма.

Настоящая статья не ставит целью пропаганду марксистской идеологии. Читателю будет простыми словами изложена концепция стоящих перед обществом изменений. Данный термин используется для удобства описания будущих перемен.

Содержание:

Общественно-экономическая формация, это этап развития цивилизации

«Человек разумный» за период своего существования прошёл долгий путь от первобытного состояния до того современного человека, которым являемся мы с Вами. Лучше мы стали или хуже? Сложно сказать. Мы же не знаем точно, какими на самом деле были первобытные люди. Как они себя чувствовали, о чём мечтали, к чему стремились.

Принято считать, что первобытные люди незначительно отличались от животных, но так ли это? Никто не знает. Единственными фактически подтвержденными результатами деятельности людей за все исторические периоды является то, что люди оставили после себя. Археологические находки различных предметов, произведения искусства, древние письмена, летописи позволяют судить об этих фактах более или менее объективно.

Общественно-экономическая формация, это форма объединения общества, в основе которого лежит способ производства материальных благ. Что такое «способ производства» простыми словами? Читайте дальше, будет понятно.

obshhestvenno-ekonomicheskaya-formaciya-eto

Общество развивается. Люди осваивают новые навыки, изобретают, делают научные открытия и внедряют их в свою жизнь. Производительность труда человека неуклонно растёт и «качество жизни» повышается.

Насчет «качества жизни» вопрос спорный.

Это зависит от того, что именно понимать под «качеством». Если брать медицину, то она несомненно достигла боль-ших успехов. Люди научились лечить прежде неизлечимые болезни и жить стали дольше. Если брать психологическое состояние современного человека и наших предков, то… сложно сказать.

Тем не менее, нельзя отрицать, что в техническом плане цивилизация достигла огромных успехов. Производство материальных благ и оборудования промыш-ленного назначения неуклонно «повышает планку» и становится все более эффективным.

Смена общественно-экономической формации происходит при глобальных изменениях, при смене самого способа производства. Можно сказать, что общественно-экономическая формация, это условная веха, характеризующая уровень развития чело-веческой цивилизации за определенный период времени.

Однако, в отличие от идеологов марксизма, мы немного расширим данные для характеристики «общественно-экономической формации». Для анализа произошед-ших и прогноза предстоящих изменений будет полезно дополнительно к «Способу производства» ввести еще один критерий. Это — «Основная мотивация».

На мой взгляд, это даже более важный критерий. Ведь именно мотивация человека является его движущей силой. Если бы у человека не было мотивации, он бы не только не производил что-либо, но и вообще никак не развивался.
Зачем делать что-то новое, если и так всё хорошо?

Рассмотрим, какие общественно-экономические формации были раньше, и что предстоит в будущем.

Первобытно-общинный строй.

Во время первобытно-общинного стоя существовали самые примитивные орудия труда. Каменный топор, деревянная лопата, мотыга с каменным или костяным наконечником и другие разновидности бытовых и хозяйственных инструментов для выполнения несложной, но необходимой работы.

Естественно, что производительность труда у людей была очень низкой. Однако, наличие и усовершенствование даже элементарных инструментов позволяло постепенно ее увеличивать.

Для того, чтобы выжить, люди были вынуждены объединяться. Нельзя было одному человеку загнать мамонта в западню. Да и рыть такую большую яму, в которую упал бы мамонт, было бы очень долго для одного человека.
На охоту ходили группами. Обороняться от нападений диких животных или своих сородичей из враждебных племён также вместе было гораздо легче.

Что включали выбранными нами критериями при первобытно-общинном строе?

  • Способ производства — Примитивные орудия труда.
  • Основная мотивация – Выживание.

obshhestvenno-ekonomicheskaya-formaciya-eto 3

Рабовладельческий строй

При рабовладельческой строе люди стали производить более совершенные орудия труда. Стали появляться специально выделенные люди, которые занимались ТОЛЬКО изготовлением орудий труда – мастера. За счет более совершенных орудий труда производительность труда людей выросла до такой степени, что один человек своим трудом мог прокормить несколько человек.

Появились воины, которые не работали, а захватывали новые территории и оборонялись от врагов. Также воины держали в повиновении рабов. Рабы не имели никаких прав и выполняли подневольный труд.
Мотивация раба осталась прежней – выжить. Мотивация остальных членов общества (не рабов) – приобретение материальных благ и власть (в первую очередь над рабами).

Орудия труда развивались дальше.

Критерии при рабовладельческом строе:

  • Способ производства – Более совершенные орудия труда, изготавливаемы ма-стерами.
  • Основная мотивация – Рабы — Выживание. Не рабы — приобретение материаль-ных благ и власть.

Феодальный строй

Феодальный строй характеризуется тем, что появилось системное производ-ство орудий труда (зачатки заводов – мануфактуры). Производительность труда опять выросла.

Мотивация рабов (выживание) уже не соответствовала запросам общества, потому что стала экономически нецелесообразной. Труд батрака был более производи-тельным, чем труд раба. Это объяснялось разницей в мотивации. Батрак мотивировался тем, что имел возможность, кроме того, чтобы просто выжить, приобрести себе что-то на заработанные деньги.

Гражданская война в США в 1861 – 1865 г.г. между северными и южными шта-тами произошла не из-за любви или нелюбви к рабам, а по сугубо экономическим причинам. Кстати, отмена «крепостного права» в России также произошла в 1861 г.

Мотивация феодалов и жителей городов заключалась в возможности приобретения материальных благ и власти. В связи с отсутствием рабов мотивация «Власть» осталась у богатых слоёв общества.

Критерии при феодальном строе:

  • Способ производства – Более совершенные орудия труда, изготавливаемы мастерами/
  • Основная мотивация — Приобретение материальных благ и власть/

Первое «лирическое отступление».

Нельзя сказать, что при феодальном строе мотивация «выживание» полностью исчезла. «Выживание» осталась у значительной части населения. Это характерно не только для феодального строя, но и для любой общественно-экономической формации.

К сожалению, в любой стране всегда найдутся люди, у которых «выживание» будет самой важной мотивацией. Это наиболее сильно проявляется во время войн. катастроф и природных катаклизмов. Но и во вполне «благополучном» обществе всегда найдутся люди, которым необходимо именно «выживать». Пока ничего с этим сделать не удается. Увы, но такова реальность нашей цивилизации.

При понимании этого, тем не менее. следует отметить, что мотивация «выживание» ни для одной формации кроме первобытно-общинного строя (и для рабов при рабовладельческом строе):

  • Не является основной;
  • Значительно не влияет на рост производительности труда;
  • По мере развития общества все меньше и меньше влияет на эффективность системного производства.

Это объясняется тем, что определяющим фактором развития становится интеллектуальная деятельность (наука, изобретательство, творчество), которая в большей степени зависит от психологического состояния человека и в условиях «вы-живания» не может быть эффективной.

Индустриальное общество

Индустриальное общество, как его называют на Западе, или Капитализм/Социализм, как его называли коммунисты.
Эта формация характеризуется высоким ростом промышленности, развитым системным производством орудий труда и индустриализацией.

Несмотря на значительный рост производства, несопоставимый по отношению к тому, какой рост происходил в предыдущих формациях, основная мотивация осталась такой же, как и при феодализме – Деньги и Власть. Однако, зачатки «новой формации» также стали появляться.

Критерии при индустриальном обществе:

  • Способ производства – Развитое системное производство орудий труда. Индустриализация.
  • Основная мотивация – Приобретение материальных благ и власть.

Второе «лирическое отступление»

Нельзя сказать, что по мере развития общества, человечество только улучшало «качество жизни». Например, индустриализация при всех своих несомненных «плюсах» привела к большим экологическим проблемам в местах проживания людей. Широко распространенное мнение о том, что человечество ухудшает экологию планеты в целом, мне лично представляется сомнительным.

Для того, чтобы понять что такое «Человечество» по сравнению с «Землей», до-статочно в хорошую погоду посмотреть из иллюминатора самолета. Тогда станет понятно, что даже самый большой город – всего лишь небольшое пятнышко (наподобие плесени) на поверхности нашей планеты.

Но для людей. живущих в мегаполисах, экологическая составляющая является важным фактором, влияющим на их физическое и психологическое состояние. Одной из самых больших бед, которые принесло индустриальное развитие общества, является урбанизация.

Скопление большого количества людей в мегаполисах приводит не только к экологическим проблемам, которые хорошо известны. Мало или почти никогда не говорится о том, что существует еще и проблемы, связанные с увеличением невротических состояний, которые возникают именно из-за излишней плотности заселения городов.

«Всё хорошо в меру»

Людям нужны взаимодействия с себе подобными. Но переизбыток таких взаимодействий ни к чему хорошему не приводит. Возможно, что урбанизация на психику людей также влияет посредством того, чего мы в настоящее время понять не можем и даже толком сформулировать не сумеем.

Например, вполне вероятно, что существует некое избыточное пересечение «биополей», которое способствуют негативному влиянию на настроение, повышают утомляемость, приводят к стрессам, необоснованной раздражительности и тревожности.
Однако, тема настоящей статьи, все-таки, о вещах более понятных. Давайте, вернем-ся к общественно-экономической формации.

Новая формация

Существуют несколько версий того, какой будет следующая формация. Это «постиндустриальное общество», «общество информационных технологий» и пр. Согласитесь, что не так уж и важно, как будет называться новая формация?

Остановимся на условном названии – «НОВАЯ ФОРМАЦИЯ», на пороге которой стоит человечество. Даже не «на пороге», а, можно сказать, что человечество уже «занесло ногу», чтобы сделать первый шаг. Или уже сделало этот шаг, а мы его еще не заметили.

НОВУЮ ФОРМАЦИЮ в части производственной базы отличают: автоматизация и компьютеризация производственной деятельности, высокие технологии, IT-инфраструктура, искусственный интеллект.

Если говорить о качественном скачке производства, то, как основа материальной базы для новой формации, он уже произошел. Но главное отличие формации заключается в мотивации людей, которая будет принципиально отличаться от мотивации людей во всех предыдущих формациях. Это – получение удовольствия от деятельности на пользу общества.
Звучит несколько абсурдно? Но это, на первый взгляд. Читайте дальше.

Основное отличие НОВОЙ формации состоит в том, что психологическое состояние ЧЕЛОВЕКА становится основным фактором, определяющим эффективность производственной деятельности ОБЩЕСТВА.

Как это понять? Сугубо рационально. Можно рыть канаву лопатой с плохим настроением. Хуже от этого получится канава, дольше будет процесс? Да. И канава получится хуже, и процесс будет идти дольше. Но незначительно.

Заниматься высокоинтеллектуальным творческим трудом в состоянии психологического дискомфорта можно? Можно. Но это уже приведет к значительному ухудшению качества работы и, соответственно, к увеличению времени до получения требуемого результата.

В эпоху НОВОЙ ФОРМАЦИИ психологический комфорт трудящегося человека становится ОСНОВНЫМ фактором, определяющим эффективность его деятельности и, соответственно, эффективность всего общества.

Критерии при индустриальном обществе:

  • Способ производства – Автоматизация и компьютеризация производственной деятельности. Высокие технологии, IT-инфраструктура, Искусственный интеллект.
  • Основная мотивация – Удовольствие от деятельности на пользу обществу.

Третье «лирическое отступление»

Все, конечно, хорошо написано. Чем-то даже напоминает коммунистические идеи. Не возникает ли вопрос, куда подевалась «власть»? Мотивация «власть» как-то незаметно исчезла… Ее разве не будет? Я не знаю. На начальных стадиях новой формации будет, конечно. Также останется и мотивация «выживание».

Мотивация «выживание», по логике, должна исчезнуть по мере развития эффективности производства. Рано или поздно, общество сможет гарантировать людям возможность жить вне зависимости от любых обстоятельств.

Мотивация «власть» возможно, останется дольше, но она уже не будет полезной, то есть не будет оказывать положительного влияния на дальнейшее развитие человечества. Ведь, по сути, что такое «власть», как мотивация?

Стремление сделать людям что-то хорошее? Вы сами-то в это верите? В большинстве случаев замечалось обратное. С точки зрения мотивации, стремление к власти, это стремление:

  • ощущать свою привилегированность,
  • получать удовольствие от одного только сознания того, что от твоего решения зависят десятки (сотни, тысячи, миллионы) людей,
  • влиять на жизни тех, кто находится ниже по иерархической лестнице.

Маловероятно, что эта мотивация является полезной для общества.

В чем ошибался Карл Маркс, и был не совсем прав Адам Смит?

obshhestvenno-ekonomicheskaya-formaciya-eto

Коммунизм и капитализм.

Основоположник коммунистической идеи Карл Маркс утверждал, что для по-строения коммунизм необходимы два основных фактора:

  1. Построить материально-техническую базу.
  2. Воспитать «нового» человека таким образом, чтобы он искренне руководствовался принципом «общественное выше личного».

Экономист, идеи которого стали концептуальными основами индустриального общества (или «капитализма» по формулировке коммунистов) Адам Смит утверждал, что:

  1. Основой правильного построения общества является частная собственность на средства производства, т.к. способствует конкуренции и увеличению производи-тельности труда.
  2. Человека нельзя перевоспитать, у него генетический принцип «своя рубашка ближе к телу», но система общественного устройства должен быть построена таким образом, чтобы, руководствуясь своими интересами, человек работал во благо общества.

В чем же заключаются идеологические аспекты НОВОЙ ФОРМАЦИИ?

Маркс ошибался, когда утверждал, что можно воспитать «нового» человека, который будет руководствоваться принципом «общественное выше личного».

Практика существования социалистических обществ показала, что на ключевые посты в системе приходят отнюдь не альтруисты. По этому вопросу можно долго дебатировать. Это не является целью настоящей статьи.

Лишь практика – критерий истины. Практика показала, что социалистическая экономика мене эффективна, хотя несомненно, что и у нее были свои отдельные преимущества.

Адам Смит также был не совсем прав, утверждая, что только система может заставить работать человека на общество.

Если «система» будет ЗАСТАВЛЯТЬ работать, то это будет более мягкая разновидность рабства. Человека никто и ничто не должно ЗАСТАВЛЯТЬ. Он должен сам ЗАХОТЕТЬ, только тогда он «свернёт горы».

А как же на самом деле?

Дело в том, что: Человек — эгоист. Это основа индивидуальности.

Но при этом, человек  — существо социальное, и не может быть счастлив один. Счастье — не имеет Статус-кво, оно достигается в «движении», а в покое быстро перестает быть счастьем.

Основой построения новой формации является «движение», — деятельность, которая нравится (реализация личного «хочу») и приносит пользу обществу (реализация социальной принадлежности).

В контексте предстоящих изменений под термином «общество» следует понимать любое количество людей больше одного: семья; друзья; рабочий (учебный) коллектив; жители дома, улицы, города; государство; человечество в целом.

На роли человека в обществе, давайте, остановимся чуть подробнее в отдельной статье, потому что это очень важно понять правильно. Именно понимание того, кто такой человек в обществе, является главным …а «общественно-экономическая формация», это всего лишь сочетание слов, — термин, выдуманный человеком.

1234

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *