Играть в игры или жить? Три варианта того, к чему стремится человек

igrat-v-igry

Играть в игры любят если не все, то большинство, это уж точно. Или в детстве любили, если в настоящее время это любовь иссякла. Почему мы любим играть в игры, никогда не задумывались?

Если ребёнок играет в игры, то он моделирует жизненные ситуации, в которых пока еще, в связи с возрастом, не может участвовать. Можно сказать, что играющий ребенок тренируется, репетирует свое (и чужое) поведение в будущем.

Причем ребёнок тренируется только в тех ситуациях, которые его интересуют и доставляют удовольствие. Он никогда не будет играть в то, что ему неприятно или безразлично…

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Куклы и солдатики
  2. Играть в игры любят все
  3. Процесс или результат? Три варианта того, к чему стремится человек
  4. Меркантильность в песочнице
  5. Правда и ложь
  6. Радость победы

Куклы и солдатики

Классическое условное разделение играющих мальчиков и девочек:

igrat-v-igry

    • Девочки играют в куклы
    • Мальчики играют в солдатиков

igrat-v-igry

 

 

 

 

 

 

Естественно, что есть отступления от этого «разделения», но все-таки, в подавляющем большинстве случаев, так оно и есть.

Вопрос «почему?» даже не возникает. Ответ на него очевиден:

  • Девочки играют в куклы, потому что в будущем они станут (или могут стать) мамами для своих детей. Поэтому девочки «тренируются», моделируя возможные действия по уходу за ребенком.
  • Мальчики играют в солдатиков, потому что в будущем они могут стать (или станут)… кем? Защитниками отечества? Это у нас так принято считать. Но в солдатики играют не только у нас, но и у «них»… У тех, кто в будущем может стать:
  • завоевателями (с точки зрения того, на кого напали);
  • освободителями (с точки зрения того, кто нападает).

Правильнее было бы сказать, что, играя в солдатиков, мальчик тренируется стать воином. Или руководителем воинов (командиром).

Что-то здесь упущено… Не хватает чего-то главного.

Вот смотрите: девочки станут мамами, а мальчики станут воинами… а кто будет работать-то? Кто будет производить товары и услуги, которыми выросшие девочки и мальчики будут пользоваться?

То, что девочки станут мамами, противоречия не вызывает. Мамы, в основном, работают, порою значительно лучше тех, кто детей не имеет. Однако, девочки играют все-таки в мам, а не в работниц.

У воинов же «работа» весьма своеобразная. «Солдатики» в реальной жизни, это военные, полицейские, сотрудники силовых служб, МЧС и тому подобных организаций,  безусловно необходимых для нормального функционирования любого государства. Но люди, работающие «воинами», не производят товары и услуги. С точки зрения экономики, деятельность «солдатиков» затратная.

Играют ли дети в работу?

В большинстве случаев, дети не играют в работу, потому что работа не является тем, что их интересует или доставляет удовольствие.

Естественно, некоторые играют в машинки. Можно сказать, что они «тренируются» стать профессиональным водителями и зарабатывать этим на жизнь? 

Сказать-то можно, но… Вы спросите у ребенка, играющего в машинки. Маловероятно, что он ответит Вам: «Я, когда вырасту, хочу стать шофером». Он может ответить, что, став взрослым, будет водить машину, но не всякое вождение автомобиля является «работой».

igrat-v-igry

Есть, конечно, и такие случаи, когда ребенок:

  • играет в самолетики, потому что мечтает стать летчиком;
  • пытается играть на маленьких музыкальных инструментах, потому что мечтает стать музыкантом;
  • строит домики для кукол и солдатиков, потому что мечтает стать архитектором;
  • рисует на игрушечных досках, потому что мечтает стать художником;
  • …и тому подобное.

Такое, естественно, тоже бывает. Но «специальности», в которые играют такие дети, не самые распространенные. Рабочие, инженеры, менеджеры, технологи, служащие в офисах, продавцы… В роли обычных распространенных специальностей дети почти никогда не играют.

Странно, да? Несмотря на то, что работа занимает самую большую часть жизни взрослого человека, дети при выборе игры на работу внимания не обращают. Знаете почему? 

Потому что работа детям В ПРИНЦИПЕ не интересна.

Играть в игры любят все

Давайте, посмотрим, что такое «игра» в Яндексе?

Много ссылок открывается. Ограничимся двумя цитатами:

«Игра, вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др., тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным. С 40-х гг. 20 в. разрабатываются логические, психологические, математические (теория игр) модели игр, применяемые для принятия оптимальных решений в условиях конфликта сторон (в экономической, военной и др. сферах), для освоения определенных видов деятельности и прогнозирования (учебные, управленческие, исследовательские и др. деловые игры). 

Современный энциклопедический словарь

и

«Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. 

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам)»

Википедия

Если кратко, то получается, что играм свойственна мотивация процесса, а не результата, а также «тренировочная функция» для возможности применения в реальной жизни.

Вообще-то, играть любят все. Не только дети. Я имею в виду «игры», как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. 

Многие взрослые играют в компьютерные, спортивные, азартные игры, то есть «играют» в прямом смысле слова. Также некоторые «играют», сами не понимая этого. Люди интригуют во взаимоотношениях, на работе, в общественной деятельности, в политике. 

«Играть на нервах» — слышали такое выражение? Это образное выражение, но, тем не менее, достаточно хорошо отражающее фактическое состояние деловых отношений в многочисленных предприятиях и учреждениях.

Если исходить из более широкого понимания глагола «играть», то можно сказать, что играть любят все (или почти все). Отличие в том, что взрослые «игры» часто бывают не столь безобидными, как игры ребенка.

Процесс или результат. Три варианта того, к чему стремится человек

А вот насчет того, что мотив игры заключается не в результате, можно было бы и поспорить с уважаемыми Энциклопедическим словарем и Википедией!

Спортивные игры,  азартные игры, компьютерные игры всегда имеют результаты. Кому-то нравится процесс, но любой игрок стремится и к результату. Некоторые предпочитают именно результат процессу.

igrat-v-igry

Конечно, самым лучшим для любой игры было бы, если и игровой процесс, и получаемый результат вдохновляли бы игрока. Разве так не бывает на практике?

«Что наша жизнь? Игра!»

М.И. Чайковский (слова из арии Германа в опере «Пиковая дама»).

Если проводить аналогию с жизнью, то результатом жизни любого человека относительно его самого является смерть. Это не очень весело звучит, но от этого никуда не денешься. Все там будем.

Если рассматривать с точки зрения общества, то результатами жизни могут быть дети, материальные и нематериальные блага, которые человек создал во время своей жизни.

К чему стремится человек? 

Человек стремится  к разным вещам, ведь все люди разные. Но в то же время, в людях есть и очень много одинакового. Если рассматривать укрупненно, вариантов, может быть всего три:

igrat-v-igry

Ни к чему я не стремлюсь.  Цели – Да никаких целей, живу и все;

 

 

 

igrat-v-igry

К тому, чтобы жить хорошо. Цели — иметь «много женщин, машин и вина» (В. Высоцкий), материальных благ, денег, власти, уважения, почитания, благоговения;

 

 

 

igrat-v-igry

 

Хочу, чтобы меня помнили. Цели — воспитать и обеспечить детей, написать симфонию, построить город, выиграть войну, создать религию, спасти человечество и т.п.

 

 

Как в жизни, так и в любой игре, вероятно, нельзя однозначно утверждать что-либо, годящееся для всех. Кому-то важен только результат. Кому-то важен только процесс. Кто-то с примерно одинаковой значимостью относится и к тому, и к другому.

Меркантильность в песочнице

igrat-v-igryРезультат игры в большей степени особенно важен людям, которые используют игру в качестве инструмента для достижения других целей. Например, для обогащения или для популярности (азартные игры, компьютерные игры, спорт).

Слышали, наверное, когда совсем маленькие дети, играя в песочнице, иногда ссорятся друг с другом?

«Это мое ведерко, я тебе его не дам!»

«Отдай мой совочек, ты его сломаешь!» 

«Не трогай мои куличи, себе сам делай!»

«Отойди от моего домика. Это я его построил!»

Даже в играх самых маленьких детей иногда проявляются собственнические наклонности, которые выражаются в нежелании делиться своими игрушками или результатами своей игры. Это, конечно не имеет денежного выражения, но именно такие проявления в дальнейшем способствуют развитию меркантильности у взрослого человека.

Собственнический инстинкт, это и не хорошо, и не плохо. Это факт, который следует принимать во внимание. Именно такие проявления становятся основами для развития предпринимательских наклонностей и возможности построения эффективного бизнеса во взрослой жизни.

В то же время, все хорошо в меру. Излишнее проявление таких стереотипов поведения может вызвать сложности в общении со сверстниками и к проблемам во взаимоотношения во взрослой жизни.

Правда и ложь

igrat-v-igryЕще одной характерной особенностью игры является сложное переплетение действительно существующего и намеренно выдуманного. 

Например, играя в солдатики, мальчики часто наделяют своих «подопечных» способностями летать по воздуху, передвигаться через непреодолимые преграды, восстанавливаться после смертельного ранения. В жизни этого не существует, но, играя. ребенок с легкостью придумывает такие неординарные решения игровых задач.

Особенно часто это появляется в компьютерных играх, где наряду с реальными способностями, игроки наделяются сверхъестественными возможностями.

В спортивных и азартных играх выдуманного не существует, но достаточно часты случаи обмана и жульничества.

Получается, что, как и в жизни, правда и ложь находят свои проявления и в играх. 

Или наоборот, сначала в играх, а потом в жизни? И именно по этому сценарию развивается проникновение выдуманного в объективную реальность.

Это также не плохо, и не хорошо. Существует масса подтверждений тому, когда фантастические идеи находили свое реальное воплощение. Изобретения и производство новых технических устройств позволили делать то, что изначально человеку было несвойственно. Летать, плавать под водой, быстро перемещаться, передавать информацию на расстоянии.

Радость победы

I can get no satisfaction

igrat-v-igry

 

Одним из самых главных положительных свойств любой игры является моральное удовлетворение в случае успешного завершения игры или ее этапов. Для соревновательных игр, это радость победы. Для игр, не ставящих целью выигрыш у соперника (например, игры в куклы или строительство песочного замка), это – достижение результатов и промежуточных результатов.

 

Положительные эмоции, вызываемые и процессом, и полученными результатами,  являются главными причинами того, что люди играют.

В любой игре человек стремится в первую очередь именно к получению положительных эмоций. Иначе бы он просто никогда не играл.

Если сравнивать игру и жизнь, то существует ли в жизни «радость победы»?

Естественно, что да. Ведь слово «победа» и взято из жизни, а не из игры. Однако, «победа» в жизни всегда является только промежуточным результатом. Например:

  • победа в бою;
  • достижение в творчестве;
  • успешное завершение сложного проекта в работе.

Возможна ли окончательная победа в жизни? Странный вопрос… Особенно, если принимать во внимание, что жизнь любого человека всегда заканчивается смертью.

Что может быть «окончательной победой» в жизни?

Это уже зависит от того, о чем мы говорили выше, — от того, к чему стремится человек.

igrat-v-igry

1. Если человек ни к чему не стремится (живу и все) – то у него нет «окончательной победы». Промежуточные победы есть. А окончательной нет и быть не может.

Маловероятно, что кто-то из «просто живущих» может всерьез считать собственную смерть победой.

 

igrat-v-igry

 

2. Если человек стремится к тому, чтобы жить хорошо (иметь много материальных благ, денег, власти, уважения, почитания, благоговения), то у него также нет «окончательной победы».

Факт смерти сводит к нулю все его, достигнутые при жизни накопления и достижения. На тот свет ничего не унесешь.

igrat-v-igry

 

3. Только тот, кто хочет, чтобы его помнили (воспитать и обеспечить детей, написать симфонию, построить город, выиграть войну, создать религию, спасти человечество), имеет возможность «окончательной победы» в своей жизненной игре.

 

Такой человек, по сути, живет ради других людей. И только для такого человека смерть является заключительным эпизодом, после которого начинается реализация цели — память благодарных потомков. Существует, конечно, и полумифический Герострат, но человек, желающий оставить негативную память о себе, скорее, — явление аномальное и исключительно редкое.

Означает ли это, что всем людям необходимо жить ради других? 

В глобальном смысле – да. Если, конечно, хотите добиться «окончательной победы».

Только тот, кто живет ради других, имеет возможность победить в финале этой странной игре под названием «жизнь».

Если отбросить «глобальный смысл», то… 

  • Живите, как живется, 
  • Играйте, как играется. 
  • Делайте то, что вам хочется, если это не вредит другим людям.

Не всем же результат нужен, кого-то и процесс вполне устраивает.

Жизнь, это игра, в которой основные правила каждый себе устанавливает самостоятельно.

Играть в игры или жить? – некорректный вопрос. Союз «или» в данном случае явно неуместный, потому что вызывает противопоставление игры и жизни. А правомерно такое противопоставление или нет, решайте, пожалуйста, сами…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.